вторник, 27 декабря 2016 г.

Казахстанские заметки (Часть 3)

Сор - очень полезная вещь в степи 

   Не в смысле набросал мусора и вот тебе радость, а в смысле временного водоема. Соры - это просто понижения, которые весной заполняются дождевой водой и образуются эдакие озера. Пока они существуют, как и всякая вода, соры притягивают к себе жизнь. С наступлением жаркого лета соры обычно пересыхают. Но в нашем случае в июле было еще не так жарко, как может и бывает в Казахстане, так что вода сохранилась. На сорах собиралось буйство куликов. Тут были все: ходулочники и шилоклювки, кулики-воробьи и турухстаны, галстучники и большие улиты, мородунки и травники. Все это конечно носилось, прохаживалось, перелетало в поисках пищи. Моя любимая птица ходулочник сделала сильный задел, чтобы перейти в категорию "цены бы тебе не было, если б ты еще молчала". Они оказались очень говорливыми, крикливыми птицами и не замолкали практически ни на минуту, особенно при виде человека. А вот шилоклювки были неимоверно красивы с их голубыми ногами и изящными клювами. Ребята ставили капканы на берегу сора, а я всласть наблюдала за куликами.

Ходулочники летят

   Такое буйство жизни не могло не привлекать хищников. Время от времени неподалеку пролетал степной лунь. Это вызывало очередной приступ панических криков у ходулочников и чайконосых крачек. К слову охоты луня, что я наблюдала были неудачны. 

Ёжики топтались по капканам???

   Около соров же встречались и четвероногие. Несколько раз в капкан попадался меньший лисий брат - корсак. Этот зверек покорил мое сердце своей хитрой (гораздо более хитрой чем у лисы) мордашкой. В остальном это миниатюрная лиса. Удивительно, что этой мини-лисе удавалось спустить волчий капкан, рассчитанный на зверя куда более тяжелого. На проверке капканов, частенько некоторое их количество оказывалось подрытым, вокруг можно было рассмотреть чьи-то небольшие следы. Сначала ребята шутили, что это ежики))), но потом мы поняли, что это скорее всего корсаки. Видимо их привлекал запах приманки, оставленной для волка.

Корсак

  Несколько раз ловили мы и худощавых, небольшого размера степных лис. Глазу, избалованному  белорусскими лисами, эти казались жертвами недокорма.

Лиса, выпущенная из капкана

Еще немного о хищниках

   Больше всего мое воображение покорил могильник. Вообще нужно сказать, что в степи деревьев мало и хищные птицы устраивают гнезда на саксаулах и других немногочисленных деревьях. Так что гнезда эти располагаются довольно низко: на уровне человеческого роста и ниже. Так вот несколько раз мы видели гнезда могильника с птенцами перед самым вылетом.      Не помню когда первый раз прочла об этом орле, но знаю о нем давно и вот наконец увидела своими глазами. Как встреча с чудом...))

Гнездо могильника

 Кроме могильника я увидела степного орла. курганника, степную пустельгу и уже упомянутого степного луня. Курганник, как всякий канюк, часто на чем-нибудь восседал по краю дороги. Причем часто даже после остановки машины никуда не улетал. По сравнению с нашим канюком-мышеловом курганник весь рыжий, ну очень рыжий.
  Ну а за степными пустельгами я вообще нанаблюдалась надолго. Недалеко от нашего степного лагеря птицы устроили целую колонию на заброшенном зимовье. В итоге я насчитала 15 птиц разного возраста и под крышей высмотрела еще нелетных, но оперенных птенцов.

О забытых копытных



Это я забыла о главном животном, с которым ассоциируется Казахстан, о сайге. Я думаю многие наслышаны о массовой гибели сайгаков в 2015 году.

" По данным Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана (АСБК), первые наблюдения гибели животных в природе стали наблюдаться примерно с 10 мая (как раз в период массового окота сайгаков). По состоянию на 22 мая число погибших животных составило 85 тыс. особей. По состоянию же на 5 июля 2015 года оценочная численность захороненных погибших животных оценивалась как минимум в 150 тыс. особей. Таким образом, в период с 10 по 31 мая погибло более трети всего поголовья сайги, обитающего на территории Казахстана. " (Источник http://trv-science.ru/2015/08/11/tragediya-v-stepyakh-kazakhstana/)
Причиной такой гибели стал пастереллез. Пастереллез, или гемморагическая септицемия, — острое инфекционное заболевание бактериальной природы, возбудителем которого является грамоотрицательная, неподвижная овоидная палочка Pasteurella multocida (в случае с дикими жвачными животными на территории северной Евразии таковой, обычно является P. multocida типа В) Болезнь встречается у разных видов домашних и диких животных, а также у птиц. Часто протекает сверхостро и является причиной эпизоотий. 
Не буду вдаваться в подробности, по верхней ссылочке можно много чего почитать, а также на сайте Франкфуртского зоологического общества  https://fzs.org/en/projects-2/current-projects/kasachstan/mass-die-saiga-antelopes-kazakhstan/

Из-за этого падежа мы видели сайгаков всего ничего, максимум 15 животных одновременно. Они рыжими молниями проносились по степи и исчезали за горизонтом. Очень красивое и быстрое животное. Невероятно сложно уследить за бегущим сайгаком, а вот опытный Альберт определял даже возрастной состав, пока сайгаки не скрывались из виду.

Центр реинтродукции лошади Пржевальского "Алиби"

   С лошадью этой штука интересная. Реинтродукция столкнулась с большой проблемой, так как в списке животных Казахстана этот вид  не числится, даже среди вымерших. А чтобы внести в список нужно чтобы вид встречался в стране, а он конечно сейчас не встречается. Вот такой замкнутый круг. Чем все это закончится будет видно.
   Но место там для работы есть. Есть где ночевать, где приготовить еду, можно сказать все необходимое для жизни людей. В центре постоянно дежурят егеря, посменно. Есть готовые вольеры для передержки лошадей.

Общее впечатление


Типичный наземный покров

Я очень мечтала попасть в Азию. Казахстан стал достойным стартом. Боялась жары, но оказалось для меня сильно страдающей от белорусской жары, куда проще перенести жару казахстанскую. Конечно было жарко, но с одной стороны не так жарко как бывает в июле в Казахстане, а с другой я как-то умудрялась отвлекаться, смотрела на жаворонков, с краснющим лицом, пересиживала в машине и мысленно возвращала себя к тому, что это одно из самых интересных путешествий в моей жизни. Главное пережить полдень, а потом становится лучше и лучше, и, наконец, очень холодно и появляются злющие степные комары.
Но нужно быть готовым и к отравлениям. Не знаю из-за чего, но один из дней два белоруса пролежали вповалку не в силах подняться. Потом стало лучше, и я пришла к выводу, что лучше есть мало или почти ничего. Тогда нет риска отравится))). По-настоящему я акклиматизировалась в Казахстане к концу своего путешествия. Последние три дня я наконец-то насладилась степью, смотрела на этот горизонт, казавшийся бескрайним, и выделила целый вечер, чтобы разобраться с каменками. Взяла определитель и часа два таскалась за ними, наблюдала, смотрела на оттенки, на ноги и все определительные признаки. Так последний раз я наблюдала за птицами только в детстве, когда все открывала сама, иногда большими усилиями поиска.
В конце этой третьей части, я понимаю, что все равно многое осталось за кадром. Тут только сбивчивая нарезка воспоминаний и впечатлений. Но я обязательно вернусь в Казахстан, ведь еще нужно обследовать горы...

Типичная степь с соленым сором на горизонте

Комментариев нет:

Отправить комментарий